Курские алкоголики становятся анонимными

Их девиз: «Откажись от первой рюмки и не будет десятой»

Общество анонимных алкоголиков в нашей области появилось 2,5 года назад. Идея пришла курянину, когда он в очередной раз лежал в московской наркологической клинике. Именно там жителю Курчатова посоветовали посещать группы анонимных алкоголиков, чтобы поддерживать трезвый образ жизни. Но ни в родном городе, ни в Курске он не нашел единомышленников – пришлось создавать общество самому. На первое заседание пришли лишь 5 человек. Сейчас около 40 курян борются с желанием выпить. Многие одерживают победу.

Самое ценное – пакет с выпивкой

– Меня можно называть Николай, а можно и Григорий, – смеется наш собеседник. – Приятеля зовите Алексей. Мы все-таки анонимные. А то уже много раз светились под собственными именами, и складывается впечатление, что алкоголики только мы двое.

Николай знал, что у него серьезные проблемы со спиртным. «Несколько раз кодировался, к бабкам ездил, пытался сам себя контролировать, – говорит он. – Но все равно рано или поздно срывался. Когда после очередной кодировки подумал, что несколько лет не буду пить, так тоскливо стало. Начал покупать безалкогольное пиво. Быстро перешел на обычное, после – на водку». Николай признается: «Когда был под градусом, всегда искал приключений и, как правило, находил – были драки, ДТП». 4 раза попадал в серьезные аварии. «Напивался до того, что было легче управлять машиной, чем ходить, – улыбается сейчас курянин. – Шел на стоянку и забирал автомобиль. И в дерево врезался, и в бетонную плиту».

После очередного ухода жены Николай решил начать жизнь сначала. Привел себя в порядок, надел деловой костюм и пошел в ресторан. «Просто хотелось быть среди людей, – говорит он. – Подумал, выпью рюмочку и домой. В итоге пропал на 3 дня! Когда кончались деньги, звонил на работу (был тогда владельцем фирмы), просил подвезти наличность. Под конец сел в машину и, как всегда, отправился искать приключения. Но далеко не уехал – врезался в бетонное ограждение. Гаишники повезли на освидетельствование. Очень хорошо помню тот момент: стою в коридоре больницы, все лицо в крови, голова разбита, а в руках пакет с вином, водкой, коньяком. Когда у меня попытались его забрать – ни в какую! Уцепился руками, твердил, что не отдам. То есть мне было наплевать, что угробил машину, разбился сам, все документы у гаишников! В тот момент самым ценным был пакет с выпивкой».

Николай рассказывает, что из больницы сбежал. Падал в канавы, прятался в кустах – чудилось, что за ним погоня. В итоге забрел на какую-то стройку и рухнул в глубокий котлован. «Отбил себе все, – вспоминает он. – Ночь лежал, не мог пошевелиться. Когда стало светать, понял, что чуть не погиб. Упал аккурат между плитами, из которых торчала арматура. Чуть в сторону – нанизался бы, как шашлык. Да чего только не было в моей жизни – и около мусоропровода в какой-то общаге просыпался, тогда еще директор фирмы!»

Николай пролежал дома неделю – наконец пришло осознание того, что натворил. Говорит, думал, что жить больше незачем. На помощь пришли родные – определили в столичную клинику, где ему и посоветовали найти анонимных алкоголиков.

2 года 8 месяцев и 22 дня без спиртного

У Алексея похожая история. Несколько раз кодировался. Долго держался, но срывался. Говорит, что жить не хотелось – после кодировки решил выпить водки, чтобы умереть. Но ничего не случилось, и он снова ушел в запой. В очередной раз посетив наркологическую клинику, держался долго. Решил, что справился со своей болезнью. Появилась любимая девушка, родился ребенок. Маленький бизнес (несколько торговых точек на рынке) приносил неплохой доход. «Захотелось выпить немного коньяка от радости, – признается Алексей. – Подумал: все у меня получилось – семья, работа, неужели не смогу удержаться? Как стало ясно позднее – не смог. Все рухнуло, остался один, опускаясь все ниже и ниже. Когда оставался последний полтинник, вопрос – купить ребенку еды или спиртное – не стоял. Шел и брал себе водку или самогон. То, на что хватало денег. Причем старался покупать самую дешевую выпивку – чтобы было больше. Доходило до боярышника и перцовки. У меня в квартире был пожар, и из всей «мебели» осталось два матраца».

Анонимные алкоголики говорят, что понимают жен, которые уходили от них. «Я ругался с супругой, придирался к мелочам, – признается Алексей. – Сейчас осознаю, делал это специально, чтобы мне комфортно было пить. Мол, это ты виновата, что я опять запил. В последний из запоев, который длился 3 недели, пропил около 60 тысяч рублей».

– Меня несколько раз по пьяни грабили, – продолжает Николай. – Девочки подсыпали клофелин, забирали деньги, собутыльники полностью обчищали квартиру – выносили все, что можно.

Алексей не пьет уже 21 месяц. Николай – 2 года 8 месяцев и 22 дня. Для них это своеобразные рекорды. «Конечно, хочется выпить, – признаются анонимные алкоголики. – Мы не знаем, что будет завтра (может, сорвемся), но сегодня точно пить не будем. Секрет прост: откажись от первой рюмки и не будет десятой. Мы собираемся с друзьями, ездим на шашлыки. Оказывается, дело не в вине – мы получаем огромное удовольствие от общения. Если раньше встречались, чтобы сообразить, где напиться, то сейчас наоборот – удерживаем друг друга от шага в пропасть. 2–3 раза в год проходят автопробеги анонимных алкоголиков. Как-то тормозит гаишник – что за колонна? Алкоголики, говорим. Выражение его лица забыть нельзя. Объяснили, что мы анонимные алкоголики, даже предложили присоединиться».

Курские анонимные алкоголики собираются каждую неделю по пятницам в областной наркологической больнице. По понедельникам – в Курчатове, в здании техникума РОСИ.

– Если человек захочет присоединиться к нам – милости просим, – говорит на прощание Николай. – Ни вступительных, ни членских взносов никто не платит – все бесплатно. Можно позвонить по телефонам доверия (8-903-633-51-40 или 8-906-574-40-44), рассказать о своих проблемах. Будем только рады, если пьющие осознают, что алкоголь сильнее их. И что победить эту болезнь можно только сообща.

Марина РОМАНОВА. «Друг для друга». № 12 (650) от 20 марта 2007